понедельник, 1 апреля 2019 г.

Методика. ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ


Лекция 13
Тема: Обучение чтению
План:
1.      Характеристика чтения как вида РД
2.      Трудности обучения чтению
3.      Виды чтения и отбор текстов
4.      Методика обучения чтению
а) методика обучения технике чтения
б) упражнения для обучения чтению
в) работа в разными видами текстов
4.      Контроль чтения
1. Характеристика чтения как вида РД
а) по характеру речевого сообщения чтение осуществляется опосредованно, с помощью письменно фиксированного текста.
б) по характеру и роли в процессе общения чтение, как и аудирование, является реактивным видом РД, т.к. основано на заданной извне информации, в отличие от говорения.
в) по направленности на прием и передачу чтение является рецептивным видом РД (так же как аудирование), но в отличие от письма и говорения (это продуктивные виды РД).
г) форма протекания чтения обычно внутренняя, невыраженная, так как чтение обычно протекает про себя и для себя; но может быть и частично выраженной, внешней - чтение вслух.
д) основой внутреннего механизма чтения являются такие психологические механизмы, как зрительное восприятие, соотнесение зрительных образцов с речемоторными и слуховыми; узнавание, осмысление, антиципация, группировка слов, выделение смысловых вех, обобщение, адекватная реакция на прочитанное - вербальная и невербальная.
Предметом чтения является чужая мысль, которая закодирована в тексте и которую нужно распознать. Это распознавание происходит на основе созданных уже слуховых и графических образов слов, целых словосочетаний и предложений.
Продукт чтения - умозаключение, понимание смыслового содержания.
Единица чтения - смысловое решение. При чтении возможно возвращение назад при непонимании. Такие качества текста, как фиксированность, делают его источником, средством передачи и хранения информации.
Чтение - сложный вид речевой деятельности, который имеет внутренний и внешний план, протекает в двух формах - вслух и про себя и который осуществляется в тесном взаимодействии с другими видами речи.
2. Трудности в обучении чтению
·        в речевой памяти нет достаточно прочных слухо- и речемоторных образов слова
·        графические знаки родного языка отличаются от графических знаков иностранного языка и это осложняет правильное озвучивание графического образа.
От качества чтения вслух зависит качество чтения про себя. Только при чтении вслух формируется умение читать с непосредственным пониманием, так как ?увидеть¦ смысловую группу слов в ряду линейной последовательности без графической подсказки читающий может лишь с помощью логического опережения.
Преодолению этих трудностей способствует
·        на начальном этапе - чтение вслух
·        лишь в конце 2-го года обучения переходим к чтению про себя
·        нужно знать как можно больше лексического материала
·        обязательно присутствие незнакомых слов в тексте (2-3%).
Как учить понимать текст:
·        развивать языковую догадку, чувство языка при любой работе над словом
·        развивать умение узнавать форму слова (окончание, приставки, суффиксы, предлоги...)
·        развивать умение пользоваться словарем
·        текст нужно сначала понять, а потом перевести.
3. Виды чтения и отбор текстов
Техника чтения - действия по идентификации букв и их соединение в слова для понимания связи между написанным и сказанным.
Подробно техника обучения чтению описана ИЯ -1 -87; ИЯ - 5-84
По цели чтения текста различают несколько видов чтения:
1.      просмотровое чтение - получение общего представления о читаемом материале. Цель - поиск информации; стоит или не стоит читать весь текст подробно? Обычно - заглавие и первый абзац.
Требует довольно высокой квалификации читателя и владение большим объемом языкового материала.
Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста-источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
2.      ознакомительное чтение - читаем весь текст без установки на получение определенной информации. Чтение ?для себя¦. Этот вид чтения называют также чтение с общим охватом содержания (поисковое) - нужно понять, о чем идет речь. Требует умения различать главную и второстепенную информацию. Переводятся только те новые слова, которые мешают пониманию главного. По данным исследователей, достаточно понять 75% текста, если в оставшиеся 25% не входят главные положения текста.
Темп ознакомительного чтения не должен быть для французского языка ниже 180, для русского - ниже 120 слов в минуту. (английский - 180, немецкий - 150).
Для практики в этом виде чтения используют сравнительно длинные тексты. Легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30% избыточной, второстепенной информации. (короткие тексты читать сложнее!!).
3) Изучающее чтение или чтение с полным охватом содержания. - максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Объектом изучения является информация, содержащаяся в тексте, но не языковой материал. При изучающем чтении можно вернуться назад, перечитать, уточнить, иногда вслух, отдельные моменты. Выделяются наиболее важные тезисы с целью дальнейшего пересказа, обсуждения, использования в работе. Его примерный темп (самый низкий) - 50-60 слов в минуту.
Подбираются тексты, представляющие познавательную ценность, представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так ив языковом отношении.
4.      Поисковое чтение - ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или массиве текстов вполне определенных данных (цифр, фактов, характеристик...). Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной статье, книге. Поэтому, исходя из типовой структуры данного типа текстов, читатель сразу обращается к определенным частям или разделам.
В учебных условиях такой вид чтения выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации осуществляется по указанию преподавателя.
По форме организации чтение бывает аудиторное и домашнее.
Чтение текста мотивируется необходимостью или потребностью. Тексты должны быть содержательными, соотноситься с интересами учащихся. Это могут быть газетные статьи, художественные тексты, объявления, надписи на товарах, письма, стихи, песни, рецепты и т.д.
Для младших школьников тексты должны быть довольно короткими и законченными, логично использовать сказки.
Средний этап - тексты-загадки (2-91; 3/4 - 91; 3 - 90), интересные реальные или юмористические истории (Pas de Calais).
Старшие классы - разнообразные тексты, не только из художественной литературы. Проблемные тексты, статьи, письма.
4. Обучение чтению
В содержание обучения чтению входит:
1.      овладение графикой, лексикой; знакомство с грамматическими признаками слова.
2.      овладение экстралингвистической информацией - это понимание чужой мысли, которая закодирована в тексте
3.      операции по распознаванию текста: снимаем лексические трудности, учим выделять главное.
Обучение технике чтения - приемы:
·        1 этап: буквы -работа с разрезными карточками (найти пары заглавных и прописных букв, назвать букву, собрать вместе согласные или гласные, расположить буквы в алфавитном порядке и т.п.)
·        2 этап - слова - начинают со слов, знакомых учащимся (например, merci, radio, carte, tableau, papa...). Выделить буквосочетания (ai - нарисовать домик); вставить недостающие буквы в слове; найти слова с различным обозначением звука [k];
б) Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
·        1) Предтекстовые упражнения. Правильная постановка задания к тексту - оно должно побуждать к чтению. Именно оно определяет процесс протекания чтения.
·        сначала снимаем языковую трудность: отрывок взят из такого-то текста, говорим об авторе - кто читал на русском языке?
·        трудные слова: реалии, даты, географические названия, имена собственные...
·        трудности грамматики (например, subjonctif)
·        снять фонетические трудности
·        текст всегда по теме
·идеи:
·        выберите из текста слова с определенным суффиксом и сгруппируйте их по алфавиту
·        почитайте слова и скажите, от каких слов они образованы
·        найдите в тексте слова, соответствующие данным определениям
·        выберите из текста слова, относящиеся к определенной теме
·        составьте предложения из слов, данных вразбивку
·        прочтите заглавие и скажите, о чем может идти речь в тексте
·        прочтите первые предложения абзацев и скажите, о чем будет идти речь в тексте
·        читая текст, найдите ответы на следующие вопросы...
·        составьте план пересказа
·        определите верные и неверные упражнения
Работа с целой книгой:
·        в каком году издана? Где?
·        много ли людей ее читало?
·        какой тираж?
·        о чем книга? (по оглавлению)
·        соответствуют ли иллюстрации обложки содержанию?
·        как пахнет книга?
·        какие есть печати? Что они означают?
·        просмотрите книгу и скажите, как зовут главных героев...
·        найдите в книге следующие отрывки...
·        после предыдущего упражнения - скажите, о чем речь в книге. Запомните свои версии. После прочтения книги мы их сравним.
2. текстовые упражнения
·        все внимание - на содержание
·        читаем вслух или про себя, может перевести отдельные слова или предложения
·        задать вопрос по содержанию фразы
·        хором и индивидуально
Идеи:
·        выделите предложения, несущие ключевую информацию
·        исключите избыточную информацию из предложений по образцу
·        определите, кому принадлежат используемые в тексте цитаты
·        замените слово синонимом
·        замените слова дефиницией (описанием)
·        замените фразеологизм словом
·        выделите средства связности в тексте
·        составьте логический план текста
·        выделите фразы, в которых дана авторская оценка происходящего
·        найдите обобщающее слов для группы слов
·        сделайте итоговый вывод по содержанию текста
3) послетекстовые упражнения
·        сформулируйте тему текста
·        выберите из текста эпизоды, важные для раскрытия темы
·        перескажите текст по одной из линий повествования
·        охарактеризуйте персонажи
·        сопоставьте авторскую и собственную оценки событий и персонажей
·        текст-путаница
·        определите, соответствует ли план тексту
·        текст без красных строк и знаков препинания - отредактировать
в) Работа с особыми видами текста
работа с объявлением
·        расшифровка объявления (в нем много сокращений)
·        составление подобного объявления
·        дайте портрет того человека, который дал объявление
·        переделайте объявление наоборот (брачные объявления)
·        изобразите предмет, который хотят купить (продать) - дом, велосипед и т.п.
работа с песней

·        шарики с рисунками
·        пропуски
·        найдите текст, который близок к данной песне
·        убрать рифмы - самостоятельно расставить
·        пересказать содержание песни или сыграть сценку в прозе

рецепт
·        на основе изученной лексики - рецепт счастья, любви и т.п.
·        есть такие продукты - выберите, что можно приготовить (несколько рецептов)
упаковка

·        в какой стране сделан продукт?
·        там говорят по-французски?
·        какие продукты входят в состав?
·        может ли это есть ребенок 2 лет? Бабушка? Почему?
·        опишите картинку на упаковке - хочется ли вам попробовать этот продукт?
·        придумайте рекламу данного продукта

письмо

·        найдите ошибки
·        в каких отношениях эти люди?
·        найдите самый красивый пассаж письма
·        какие формулы вы можете встретить и в других письмах?
·        передайте содержание письма телеграммой (предлоги опускаются)
·        напишите ответ на это письмо

билет метро (то же - чек на товары)

·        дата, город?
·        сколько стоит?
·        придумайте, кто использовал?
·        опишите эмблему - что она означает?
·        что вы знаете о метро?
·        сравните билеты России и Франции

реклама

·        в чем главная идея?
·        опишите рисунок (если есть)
·        сделайте антирекламу данного товара
·        придумайте подобную рекламу
·        придумайте рекламу урока фр. яз...

5. Контроль
Контроль при помощи тестов: множественного выбора; на восстановление пропущенных слов; на определение главной мысли.
Но: здесь нет выхода в речь. Виды контроля дифференцируются в зависимости от цели: цель или средство обучения.
Упражнения могут контролировать понимание фактического материала или понимание логики текста.
Контроль может быть вербальным и невербальным (выбор соответствующих картинок, тесты).
Вербальные - вопросы или трансформационные упражнения; исправить логическую последовательность пунктов плана; пересказать; поменять время рассказа; диалог от имени действующих лиц; коллективное обсуждение; ролевая игра; спонтанная речь.
Хорошо использовать компьютер - можно отследить результаты каждого, отправить дочитывать, объективность...
Идеи:
1.      чтение с пониманием основного содержания
·        перескажите содержание текста на родном языке
·        из данных вопросов подчеркните номера тех, которые имеют отношение к тексту
·        пронумеруйте данные предложения в том порядке, в котором они встречаются в тексте
2.      чтение с полным содержанием прочитанного
·        вставьте в тексте пропущенные слова, выбирая их по смыслу из данных
·        переведите на родной язык отрывок из прочитанного
3.      поисковое чтение
·        найдите в каталоге название книги, которая вам понадобится
·        найдите в тексте число, месяц, год интересующего вас события
·        найдите текст по данной проблеме и в нем отрывок, в котором есть интересующая вас информация
·        бегло просмотрите текст и скажите, какие части не содержат новой для вас информации
·        по оглавлению найдите раздел, в котором рассказывается

Литература:
1.      Шатова «Лаборатория чтения» - 1 - 89
2.      Брейгина О контроле базового уровня обученности. - 2-91 (задания для контроля)
3.      Селиванова Литературно-страноведческий подход к отбору текстов для домашнего чтения. - 1-91
4.      Чернявская Роль коммуникативных задач и учет ситуаций общения при обучении чтению. - 3 - 86
5.      Ленская, Розанова Чтение как средство обучения иностранному языку. - 2 - 81
6.      Меркулова Система проблемных заданий в обучении чтению - 6-91
7.      Чернина Использование чтения как средства индивидуализации процесса повторения активной лексики. - 3-90
8.      Ульянов Об обучении коммуникативным умениям чтения газеты на французском языке. - 3-90


5 комментариев:

Современные методы технологий обучения ИЯ

  https://studyinfocus.ru/blog/metodiki-obucheniya-inostrannym-yazykam/ https://www.alc.kg/wp-content/uploads/2022/03/%D0%A1%D0%9E%D0%92%D0%...